Показавшая лучший результат в матч-турнире блондинок против брюнеток Александра Костенюк рассказала Владимиру Барскому о том, что значит для нее этот турнир, поделилась секретами формирования команды и своими впечатлениями от этого яркого и необычного соревнования.
– Дружеский матч уже стал традиционным – Маша Фоминых его в восьмой раз проводит. Замечательно, что рождается новая шахматная традиция! Тем более, в женских шахматах не так много традиций. Например, в Сербии проводился супертурнир в честь 8 Марта, а сейчас турнир хоть и сохранился, но стал гораздо более скромным по составу. Хорошо, что в Москве появился такой праздник для женщин к Дню 8 марта!
Я во второй раз участвовала в этом матче, но так получилось, что мой дебют был связан с поражением. Я тогда сказала Маше: надо, чтобы брюнетки сами собирали свою команду, как и блондинки; надо попытаться собрать всех сильнейших.
– И как ты сейчас формировала команду?
– Большой работы не было. Написала тем девочкам, которые живут в Москве и могут, как я считала, усилить команду. Так и собрался состав.
– Были девушки с «промежуточным» цветом волос, кого ты хотела бы пригласить в команду, если бы они сделали волосы чуть потемнее?
– Нет, я не смотрела на цвет волос!
– Как так?
– Вопрос в том, кем ты себя ощущаешь. Если уж на то пошло, то некоторые блондинки у нас вовсе не блондинки! С этой точки зрения я проще подхожу к формированию составов и вообще к этому матчу. Конечно, спортивный интерес в какой-то момент выходит на первый план, но прежде всего – это дружеская встреча.
– Как вы выбирали платья?
– Ну, я-то не выбирала.
– Не захотела?
– Платья должны были получить только лучшие игроки. У меня не было времени, чтобы поехать и выбрать платье просто на всякий случай. Решила, что мне лучше выспаться, потому что я прилетела накануне матча. Как показал результат, я поступила правильно!
Конечно, идея красивая, и хочется оформлять ее тоже красиво. Молодец Маша, что со всеми договаривается, ищет спонсоров и партнеров, потому что на самом деле к этому матчу можно много красивого привлечь. Можно очень хорошо развить эту тему, хотя, конечно, легче сказать, чем сделать. Но процесс идет. В этом году мы играли в Центральном доме шахматиста, и это здорово: очень красивый клуб и красивый матч!
– Во время игры у вас были еще небольшие фотосессии?
– Да, нас снимали для календаря. Может быть, лучше это делать отдельно, но, с другой стороны, собрать всех нас довольно. Хотя переключаться на фотосессию между турами тоже не так просто. Наверное, на некоторых снимках будет видно, что та или иная шахматистка думает о только что отданной фигуре, о выигранной или проигранной партии.
– Уже посмотрела снимки?
– Еще нет. Помню, как во время Суперфинала 2005 года в Самаре какой-то фотограф нас снимал, а потом были выпущены календари, которые долго висели в клубах. Мне очень не понравилась моя фотография: было слишком много шахматного даже для меня! Так что к календарю я отношусь с некоторым опасением. Но я считаю, что инициатива не всегда должна быть наказуема (улыбается). Понятно, иногда что-то не удается, что-то можно улучшить. Но, с другой стороны, самое простое – это самому ничего не делать, а только критиковать других, сидя на диване. Поэтому я всегда ценю людей, которые проявляют инициативу, пытаются что-то создать в этой жизни, что-то изменить к лучшему. На самом деле, это замечательно!
Полный текст интервью смотрите на сайте Российской шахматной федерации.