ИНТЕРЕСНО О ШАХМАТАХ

Самая короткая и самая длинная шахматная партия

Самая короткая шахматная партия называется «дурацкий мат», состоящий из двух ходов: 1. f3 (или f4) e5 и 2. g4 Qh4х. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришёл на игру. С каждым годом правила на официальных соревнованиях ужесточаются. Согласно правилуZero tolerance, за любое опоздание на партию (даже на минуту) засчитывается поражение. И кроме того, на всех турнирах сейчас за звонок  мобильного телефона (или любой изданный этим устройством звук) судья поставит Вам ноль.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью.

Шахматный автомат Кемпелена

В 1770 году венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру «турка» в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых людей, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной «машины».

Разные роли ферзя

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось всё с того, что в Шатранже она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом всё дальше и дальше.

В шахматах, которые мы имеем сегодня, ферзь может двигаться как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Вначале ферзь был самой слабой, а стал самой сильной фигурой в шахматах.

Бесконечные возможности

После трёх ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.

Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что ещё раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы используются игроками для анализа, а зрители часто смотрят трансляцию партий с компьютерной оценкой ходов. Бороться на равных с лучшими программами не сможет ни один игрок.

Шахматные часы — чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что «партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули».

Через два года в матче Гарвиц — Левенталь впервые соперников ограничили лимитом времени по 10 минут на обдумывание хода. Часы использовались песочные, у каждого свои, а за превышение времени взыскивался денежный штраф. В 1866 году в матче Андерсен — Стейниц песочные часы заменили механическими, правда, они были не шахматные, с двумя кнопками, а обычные.

Впервые специальные шахматные часы были сконструированы английским инженером и шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном из Ланкашира, и применены на турнире в Лондоне в 1883 году.

В наши дни на большинстве турниров используются электронные часы. Чаще всего, даётся определённое время на всю партию и при этом игроку прибавляется несколько секунд за каждый сделанный ход.

 

.
.
.
.